viT-1 после ЖЖАвтор: viT-1 © января 08, 2025
Букварь: издание 8-е (СССР) и 14-е (РФ)
- Вот, смотри Иришка, это Азбука по которой я учился. Вот про "Виталика и Бобика".
- А мы тоже про Виталика и Бобика читали!
- Правда?! Интересно!
Нашёл среди книжек Азбуку, по которой учился я (ISBN: 5-09-000340-8), интересно сравнить с азбукой, по которой сейчас учится моя дочь (ISBN: 978-5-09-078087-9). Оба учебника содержат тексты Горецкого и Кирюшкина.
Сразу оговорюсь, что я не являюсь ни филологом, ни преподавателем русского языка, но в своё время верстал газеты "Мир гимназиста". Моей профессиональной деятельностью сейчас является компьютерная вёрстка под Web и программирование.
Что в обоих учебниках непривычного? Слова, приложенные к изучаемой букве не обязательно должны с этой буквой начинаться, поскольку в согласных изучается их мягкость или твёрдость, и потому образ "Дом" появляется к буве "М", а в пару к нему "семь". Выглядит странно, но такова подготовка к изучению правил русского языка.
В старом учебнике весь текст на страницах состоял только из тех букв, которые уже прошли ученики (для этого почти на каждом развороте присутствовала накопительная таблица букв). В новом учебнике, предполагается зависимость ученика от родителя или репетитора, потому развороты заполонены текстами для тех, кто уже умеет читать.
Эти дополнительные побуждающие тексты, к тому же, с той вёрсткой, которая имеется, визуально очень перегружают пространство, из-за чего ребёнку сложнее удерживать внимание. Дополнительно пространство в новом учебнике перегружено следующими акцентами: разделительными линиями, рамочками и значками на полях. То есть новый учебник сделан людьми не владеющими основами типографики и информационного дизайна.
Хочется отметить в пользу старого учебника также и иллюстрации расположенные на разворотах (занимающие две страницы сразу). Такого богатства современный учебник лишён.
По иллюстративному материалу старый учебник оформлен цельно, новый же сильно проигрывает ему - похож на солянку - будто из скопированных материалов с разных источников.
И немаловажно, что старый учебник - это одна книга для ученика, тогда как новый учебник это скорей двухтомное методическое пособие.
Можно было бы их сравнить с азбукой советского времени авторства Воскресенской А.И. (ISBN: 978-5-907771-21-5), в котором больше логики и меньше упора на звуковые схемы, но не буду. А вот по варианту 1982 года отмечу, что там звуковые схемы удобнее (отделены от слогов), вёрстка лучше.
С уничтожением управляющих органов Советского Союза, вся информация о нём старательно вымарывается. Но случаются и забавные ляпы, в том числе и в этом, относительно новом, учебнике 2021 года. Кстати, в издании 2022 года не чураются слова "мир", что уже хорошо, я думал будет иначе.
1, 2, 3. [На первом развороте старого учебника к ученику напечатано обращение.
На следующем Ленин в исполнении художника Н. Андреева и контуры страны. А как же папа?!]
В современном букваре обращение к ученику не содержит идеологического аспекта:
"Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсуди с другом."
Ощущение будто бы тебя беспечно бросили ;)
Первыми изучаемыми буквами обоих учебников являются гласными, в том числе "А", потому как их сразу можно использовать как продолжительный самостоятельный звук. Пропущу много страниц и начну с похожих.
4. [Раньше, с учётом того, что каждый должен быть готов к труду и обороне,
в каждом классе, начиная с первого, назначались санитары]
5. С переходом на получение образовательных услуг от юридических лиц, вместо государственного образования,
санитары стали излишни, медсферу распределили на юрлица.
На рисунке заметна парта с наклонной поверхностью, для того, чтобы во время письма ученики не горбились. Кто об этом задумывается сейчас? А зачем, когда уже готовы надеть 3D-очки?
И всё же в таком способе обучения чтению - со схемой звуков и слогов настолько неочевидно для школьника, что требует дополнительного костыля в виде указателя, где в схеме находится изучаемая буква. В старом учебнике и того не было.
Пропажа санитаров тут усугубила материал: почему при изучении буквы Р выделено слово "уколол"?!
Буква Р не является гласной, так почему же она выделена красным цветом? Не подумали? Ну да...
6. Но текст про кактусы взят с прежнего учебника.
Непонятно, в каких случаях слово начинают бить на слоги - этот момент тоже сбивает школьника с последовательного восприятия
7. Как в старом, так и в новом учебнике, с подачи Мурзилки, присутствуют ребусы. Зачем внесистемно пихать тему омонимов, непонятно. Видимо просто к слову к ребусу пришлось/вспомнилось.
[8. Знаешь букву Р, знаешь букву В, можно теперь и про вратарей прочитать. Они уже давно не стоят в кепках]
[9. Продолжение про тему ловли]
[10. В новом учебнике ребусы выглядят не так привлекательно. Всё дело в том, что буквы расположены лесенкой.
Какой ещё жираф?! Буквы Ж и Ф ещё не проходили! Это показывает таблица. Как и буквы: Б, Ю, Д, Ш, Ч, Х, Г, З, Е, Ё, М]
[11. В старом учебнике уделено место разбору одинаково звучащих слов. В новом слова "ели", "ела", "ел" сами по себе]
[12. Буква Е, тема леса. В старом учебнике не только прививается любовь к лесу, но и к посадке деревьев, проблема была остра]
[13. В новом учебнике тема посадки лесов школы не касается]
В новом учебнике к букве П много пословиц, содержащих в своём составе те буквы, которые ученики ещё не проходили, плюс реклама Петра - укрепление уважения к династии Романовых, а старый учебник завершает букву Е, благодаря которой может предложить к чтению следующий текст.
Оба учебника заняли по страничке на пропаганду в рамках текущих реалий (отношению к монархии). Да и в советское время это был Ленин град, а не Петров.
Составителей нового учебника, разумеется, и тут не волнует, что часть букв, для прочтения стихотворения Пушкина, дети ещё не знают (либо обязаны занимать время родителей дома для дополнительной подготовки к занятиям).
[14. Разбор буквы П. Внезапные омонимы. По прежнему не ясна логика разбивки на слоги и почему нужно отвлекаться на овощи]
[15. По идее, в текстах про букву П, должно быть как можно больше слов, имеющих в составе эту букву]
[16. Буква М. Если бы я составлял Букварь, то М была бы одной из первых, после гласных. Да, "доМ" и "сеМь" (твёрдое и мягкое звучание).
Кстати, так сделано в Букваре Надежды Жуковой (ISBN: 978-5-699-90986-5)]
[Если в Советском Букваре понятно, что последнее предложение о мальчиках, нарисованных рядом, то в новом догадайся кто есть кто]
[17. Советское время для детей было более миролюбивым. Может потому не было демографических проблем?]
[18. Как из трёх рассказов слепить два. Сравнение громкого звука Б и глухого П, как они звучат по ударением.
В новом учебнике тему Б-П начали, но в таблице слов непоследовательно остановились]
[19. На М "доМ", а на Д "гвозДи" ;))) В детских кубиках у буквы Д всегда был нарисован Домик. г - лоГика!]
[20. Может просто упустили, а может и плохое знание географии сделало своё дело, но факт: Днепр по прежнему не исключён из текста.]
[Вопрос на тему "реки": где протекает Днепр? Продолжение про звонкость: Д и Т]
[21. Кстати, уже наше поколение чувствовало диссонанс, из-за разницы в лозунгах на транспарантах, и 7 ноября]
[22. Как только первоклассник СССР усваивает букву Й, он может уже прочесть слово "Советский",
как противопоставление всему капиталистическому миру! К широкоупотребляемому слову "мостовой" привязаны дорожные знаки]
23. Как я уже говорил, из современной истории символику СССР стараются изымать. Очень показательна история со шлемом в учебнике Мединского и Торкунова - да, надпись была сделана позже, но использование классического изображения Гагарина в шлеме, но без надписи - это явная диверсия в пользу гордости прежнеми символами, только уже в качестве достижений России (к примеру: на слайде что-то там про вклад России написано).
[23. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, тема хлеба была очень важной и не скупились на слова]
[24. Ну и вишенка на торте: говорят, что из песни слов не выкинешь, а вот из стихов...]
Вобщем осталось ощущение, что от цензуры нынешняя редакция учебника будто рассыпалась. Много в чём отсутствует логика и методика. Авторство сохранено как бренд, но материал уже сильно испорчен. Я бы не рекомендовал этот учебник, так как даже среди современных есть хорошие представители в виде Букваря Надежды Жуковой или переиздания А. И. Воскресенской (о методике).
Для сравнения можно глянуть на Букварь Андрея Горобца (1925г) без методических вставок - только картинки и текст для чтения и усвоения.
Отправить комментарий