5 ноября: Музей уральских сказов (Бажова)

Выбирая место, куда мы могли бы пойти и культурно впечатлиться, обратили с Галей внимание на Музей уральских сказов. В расширенной программе было заявлено угощение (мы думали, что чаепитие) и мастер-класс.

Из детства помню, что книги Бажова (в мягкой обложке издательства Жазушы, 1985г) были скудно проиллюстрированы, но обладали какой-то основательностью и ценностью. Позже, когда у меня появился свой ребёнок и я стал читать разные сказки перед сном, я оценил, насколько изложенная в книгах речь целительна, поскольку переливается ненавязчивыми оборотами, как отблески драгоценных камней!

Помимо этого, к нам в гости приехала моя сестра из Екатеринбурга, и посещение этого музея, как мы с женой посчитали, было бы интересно и для неё.


1. [Неожиданным было то, что помещение под музей было приспособленным из обычных офисных помещений, с вентиляцией плохо]

Olympus E-M5Zuiko 9-18/4-5.6

Интересно, что во многих музеях Москвы проводится олимпиада. Нас она тоже не обошла стороной. Суть её в том, чтобы использовать информацию в имеющихся в залах экспонатах, в качестве ответов на вопросы.

2. [Бажов и его дочь, которая живёт до сих пор. Сейчас её 97 лет]

Olympus E-M5Zuiko 9-18/4-5.6

3. [Рядом с receiption расположен стенд с открытками в стиле Палех. Авторы: А. Ковалёва и Г. Буреева (1968г)]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

4.

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

5.

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

6.

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

7. [Этот образ хозяйки Медной горы напомнил мне куртизанку/celebrities.
Главная героиня как контраст богатых городских дочерей (холодных змеюк) с образами обычных сельских девушек]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

8.

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

9. [Экскурсовод приехала в Москву из Екатеринбурга и рассказала нам о том, что нынче малахит привозят туда из Африки]

Olympus E-M5Zuiko 9-18/4-5.6

10. [Пещера хозяйки]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

11. [К сожалению в тёмных условиях трудно точно сфокусироваться, потому извините за расфокус в видео]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

12. [Одновременно по залам экскурсоводы водят 3-4 группы, каждая занимает свой зал]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

13. [Синюшка в двух образах из сказа "Синюшкин колодец". Чем сказ отличается от сказки]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

14. [Данила Кондратьич Зверев - реальный прообраз Данилы-мастера из сказок Бажова]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

15. [Туризм как этнографический/краеведческий инструмент]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

16. [Хочется отметить условия для жизни, которые считались раньше нормой для советских людей - свой дом с высокими потолками]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

17. [Высокие потолки, освещение, листва за окном, своя комната. Портрет вождя]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

18. [Бажов в 1933 году по доносу М. С. Кашеварова был обвинён в присвоении партийного стажа с 1917 года. Первый сказ в 57 лет]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

19. [Я бы не отказался от такой книги в своей коллекции! Привлекают и вёрстка и цветные лаконичные иллюстрации в стиле витража]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

20. [Содержание "Малахитовой шкатулки"]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

21. [Иллюстрация показывающая нам уклад жизни, когда человек чувствовал себя хозяином на своей земле]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

22. [Чем не витраж?!]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

Не знаю как детей, но меня смутила последовательность утверждений: в соседнем зале детей спрашивали (намекая на верный ответ) "каким быть лучше?" (добрым и помогать друг другу), а в следующем устраивали игру, сущность которой соревновательная "подставь соседа" =))) Такого быстрого контраста в утверждениях я никак не ожидал!

23. [Ещё одной игрой была попарная добыча камушков из каштановой кучи (пар было несколько).
Экскурсовод сразу сказала, что хозяйка не сыпет всем одинаково. Иришкина команда победила]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

Ещё были угощения (только для детей), и мастер класс по изготовлению украшений из проволоки и камушка. Понятно было, что вся программа ориентирована прежде всего на школьников, но в Галин день рождения так хотелось посидеть в уютной компании, попив чаёк.

24. [Иришка и хозяйка медной горы]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

25. [Галя и Оля в малахитовых костюмах. Кстати, обратите внимание на рукава!]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

Цитирую статью Кузьминой Ольги Владимировны: "Женский Новгородский костюм в XIV-XV вв. Обзор источников".

В этнографии известны особые, нарядные обрядовые женские рубахи. Средневековые изобразительные источники зафиксировали всего один вид женской ритуальной одежды. Во время языческих игрищ-русалий женщины надевали рубахи с длинными рукавами, которые спускались до полу. Наиболее раннее изображение женщины, одетой в рубашку с длинными, как бы льющимися до полу рукавами, есть на створчатом браслете XII в. из Рязани [8, с. 182-184; 15, с. 91, илл. 19-21]. Изображение рукавов вызывает прямую ассоциацию с водой. Вероятно, сам обряд, в котором участвовали женщины, одетые в столь своеобразные одежды, был связан с вызовом дождя или шире — с культом плодородия земли.

Более позднее изображение девушки, танцующей в рубахе с длинными рукавами, находим в Радзивилловской летописи. Миниатюра, изображающая русальские танцы, нарисована очень подробно, со знанием дела. Языческие в своей основе игрища продолжали сохраняться в православной Руси до XVII в., судя по бесчисленным церковным запретам. «Егда играют русалия, ли скомороси... или како сборище идолъскых игр — ты же в тот час пребуди дома!» [22, т. III, стб. 197] Таким наставлениям мало кто следовал даже в городах, не говоря уже о сельских жителях. В Псковской летописи под 1505 г. приводится послание игумена Панфила, в котором осуждается языческий праздник: «Егда бо приидеть самый празник Рожество Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возесятца в боубны и в сопели и гудешнием струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляниа, и ногам их скакание и топта-ниа...» [17, с. 90]

Ритуальные долгорукавные рубахи сохранялись на Руси до XX в., когда уже были забыты многие обряды русалий, но своеобразный наряд сохранился, что говорит о важности ритуала, связанного с плодородием земли [19, с. 696].

Цитирую:

В некоторых описаниях отмечается, что рубахи носили «длиннорукавные весьма морщиновато на руку набранные»70. Такие долгорукавные рубахи с «набором» бытовали, например, у жительниц Вышнего Волочка, Торжка, в Приуралье.

26. [В целом, потраченное время не пожалели. После экскурсии поехали с сестрой прогуляться по Чистым прудам]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

27. [С чугунным котиком]

Olympus E-M5Lumix 20/1.7

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23 марта: 87-88 или "Вишня Зимняя 2"

24 августа: Бессимптомный Белопесоцкий биообъект

20 июля: Чёрное Омутище